Использование трансактного анализа в реабилитационном процессе

Трансактный анализ — это не только направление психотерапии, но и полноценная теория личности, которая объясняет появление определенных чувств, мыслей и поведения в разных жизненных ситуациях. Основа метода — концепция эго-состояний, которая помогает осознать особенности взаимоотношений между внутренним Ребенком, Родителем и Взрослым и последствия дисбаланса в этих взаимоотношениях.
Трансакция в Трансактном анализе означает единицу взаимодействия, коммуникации между людьми. Считается, что люди обмениваются транзакциями из трех эго-состояний: Ребенка, Родителя или Взрослого.

Ребенок
Эго-состояние Ребенка — совокупность поведения, мыслей и чувств, сформированных в детстве. Когда человек находится в эго-состоянии Ребенка, он мыслит, чувствует и ведет себя так, как делал это в детстве. Он может вести себя инфантильно, искать поддержку, пугаться, бунтовать, пытаться угодить другим, требовать развлечений или внимания.

В функциональной модели эго-состояний выделяется три части эго-состояния Ребенка:

  • Свободный Ребенок — творческий, играющий, спонтанный, эмоциональный. Это — «свободная» часть человека, реагирующая на все с любопытством и непосредственностью, способная радоваться, наслаждаться, испытывать иные настоящие чувства, соответствующие ситуации.
    Мы находимся в эго-состоянии Свободного ребенка, когда принимаем спонтанные решения, занимаемся творчеством, самовыражаемся, флиртуем, действуем, опираясь на своих импульсы и желания.
  • Адаптивный Ребенок — эго-состояние, отвечающее за способность человека подстраиваться под требования других людей, «слушаться», соответствовать ожиданиям, угождать.
    В эго-состоянии Адаптивного Ребенка мы стараемся действовать так, чтобы получить похвалу от начальника или избежать его критики, подчиняемся правилам, требованиям или ожиданиям компании-работодателя, членов семьи или другой группы людей.
  • Бунтующий Ребенок — эго-состояние, альтернативное Адаптивному Ребенку. Вместо послушания и соответствия ожиданиям и требованиям он выбирает бунт против контроля и правил. Мы находимся в эго-состоянии Бунтующего Ребенка, когда спорим с авторитетами, противодействуем их контролю, намеренно не выполняем работу, постоянно опаздываем или не укладываемся в дедлайны, саботируем указания, бунтуем против любых попыток нас контролировать.

Родитель
Эго-состояние Родителя отражает сохраненный из детства образ значимого взрослого. В этом эго-состоянии мы чувствуем и ведем себя так, как родитель или опекун вел себя с нами в детстве.

Функциональная модель выделяет два типа Родителя:

  • Контролирующий (Критикующий) Родитель критичен и строг. Он требует выполнения его указаний, послушания, следования жестким нормам и правилам.
    Находясь в эго-состоянии Контролирующего Родителя, мы указываем другим, как им нужно действовать, чувствовать или жить. Мы хотим, чтобы все было сделано правильно (т.е. соответствовало нашему образу правильного), и критикуем других за поведение, которое отличается от этого образа. Мы можем быть таким Контролирующим Родителем по отношению к детям, супругам, подчиненным, друзьям, а также к самому себе.
  • Заботливый (Опекающий) Родитель оберегает, успокаивает, заботится.
    Находясь в эго-состоянии Заботливого Родителя, мы можем заботиться о других. Мы можем найти теплые поддерживающие слова для друга, с любовью приготовить обед для членов семьи, помогать расти и развиваться своим коллегам и сотрудникам, сочувствовать и сопереживать, проявлять тепло и принятие.

Взрослый
Эго-состояние Взрослого отвечает за рациональное, логическое мышление, принятие решений и поведение, соответствующее реальной ситуации. Это единственное эго-состояние, которое живет «здесь и сейчас»: Взрослый не отражает наш детский опыт, и поэтому служит хорошей опорой для принятия важных жизненных решений.

В разных жизненных ситуациях и при общении с разными людьми мы можем действовать, находясь в разных эго-состояниях. Например, быть Адаптивным Ребенком при общении с начальством, Контролирующим Родителем при общении с супругой, Свободным Ребенком — с друзьями. При этом, согласно теории Транзактного анализа, то, из какого эго-состояния мы общаемся с человеком, влияет на то, из какого эго-состояния он общается с нами. Например, если общаться с человеком из Контролирующего Родителя, он, скорее всего, будет реагировать как Адаптивный или Бунтующий Ребенок.

Знание этой и других концепций Транзактного анализа позволяет выстраивать гораздо более эффективные и удовлетворяющие отношения и избегать большого количества возможных конфликтов. Ведь если, например, начальник ожидает от подчиненных ответственности, активной позиции в решении проблем (то есть поведения, соответствующего эго-состоянию Взрослого), но ведет себя с ними как Контролирующий Родитель, не стоит удивляться, что ему не удается достичь желаемого. Сотрудники займут позицию Адаптивного Ребенка, а не Взрослого, и вести себя будут соответственно. И чем больше он их «ругает» за пассивность, тем более пассивными они становятся, так как своей критикой он лишь усиливает их Адаптивное поведение.